Советы по настройке переднего и заднего переключателей
Настройка заднего переключателя
На заднем переключателе обычно имеется 3 регулировочных элемента.
- Барабан для регулировки натяжения троса. На некоторых переключателях может отсутствовать.
- Ограничительный винт регулировки малых передач (больших звездочек) обозначается буквой L.
- Ограничительный винт регулировки больших передач (малых звездочек) обозначается буквой H.
На некоторых манетках тоже стоят регулировочные барабаны, и они тоже, в сущности, предназначены для регулировки заднего переключателя (точнее, для регулировки натяжения троса). Каким барабаном пользоваться - разницы нет. Поскольку тросы имеют свойство растягиваться в процессе эксплуатации, подтягивать их придется все равно, как бы тщательно ни регулировались переключатели.
1. Подготовка
Для начала нужно проверить трос переключения на целостность, и при необходимости заменить. Если в этом нет необходимости, то просто отчистите и смажьте старый трос.
Так же нужно очистить от грязи сам переключатель, его ролики и кассету, а также очистить и смазать цепь.
Так же обратите внимание на крепление заднего переключателя к раме, так называемый «петушок» не должен иметь изгибов. Если он погнут, то нужно, воспользовавшись, специальным инструментом выгнуть его в нужное положение.
2. Регулировка крайних положений переключателя
Расслабляем трос переключателя скоростей.
Вращая педали, с помощью винта H, устанавливаем цепь на самой маленькой звезде кассеты таким образом, что бы она стояла чётко по центру звезды и не пыталась соскочить с неё.
Натягиваем трос переключения одной рукой, а другой закручиваем винт крепления троса. Если для троса в зажиме предусмотрена канавка, то надо убедиться, что трос попал в эту канавку, а не лежит рядом. Убедитесь, что барабаны для регулировки натяжения троса закручены до упора, а на манетке выставлено максимальное число передач (в этом положении трос максимально выходит из манетки).
Выворачиваем регулировочный винт L почти полностью (он не должен ограничивать перемещения переключателя). Вращая педали, переводим манетку на первую передачу, то есть ставим цепь на самую большую заднюю и самую маленькую переднюю звездочки. Пока еще переключатель не отрегулирован, это лучше делать осторожно - цепь может проскочить левее самой большой звездочки и попасть в спицы.
Вращая педали, с помощью винта L, устанавливаем цепь на самой, большой звезде кассеты таким образом, что бы она стояла чётко по центру звезды и не пыталась соскочить с неё.
3. Регулировка переключения передач.
Теперь нужно проверить правильность и четкость переключения передач. Если цепь плохо переходит с крайних звездочек на соседние, (или плохо возвращается на крайние) то можно немного покрутить против часовой стрелки барабан для регулировки натяжения троса.
В дальнейшем, небольшую регулировку натяжения троса можно делать прямо на ходу, если покрутить регулировочный барабан на манетке. Правда, он есть не на всех манетках.
Бывает, что отрегулировать переключатель не удается. Он все равно плохо работает или на маленьких звездочках, или на больших. Это может означать то, что переключатель поврежден. (Например, рычаг переключателя погнут в результате падения). В этом случае его можно попытаться выпрямить, или просто заменить.
Настройка переднего переключателя
егулировать передний переключатель можно только после того, как будет полностью настроен задний.
Перед регулировкой необходимо проверить состояние троса. Если трос изношен или расплетен то лучше его заменить, иначе плохое качество переключения вам обеспечено. А если он грязный, то его надо почистить и смазать.
Для начала, устанавливаем передний переключатель на раме таким образом, что бы его рамка была параллельна звёздам на системе шатунов и примерно на 2-3мм выше самой большой звезды.
Затем, устанавливаем цепь на самую маленькую звездочку спереди и самую большую сзади. На каждом переключателе есть 2 регулировочных винта H (High) и L (Low). Они определяют крайние положения переключателя. Ослабляем трос переключателя.
1. Регулировка малых передач
Вращая винт L (Low), устанавливаем такое положение рамки, чтобы цепь находилась как можно ближе к внутренней пластине, но чтобы при вращении педалей цепь не задевала за рамку.
После этого натягиваем трос и заворачиваем винт крепления троса, убедившись что на манетке выставлено значение первой передачи.
2. Регулировка больших передач
Переводим цепь на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звездочки Вращая винт H (High), устанавливаем такое положение рамки, чтобы цепь находилась как можно ближе к наружной пластине, но чтобы при вращении педалей цепь не задевала за рамку.
3. Регулировка натяжения троса
Теперь, когда крайние положения выставлены, можно регулировать натяжение троса переключателя. На каждой манетке есть регулировочный винт, в него упирается рубашка троса переключателя при входе в манетку. Он легко вращается руками.
Вращая его, настраиваем переключатель таким образом, что бы все передачи переключались чётко и без задержек. Обратите внимание, когда цепь стоит на средней звезде системы шатунов, как бы вы не перемещали задний переключатель, цепь не должна задевать рамки переднего переключателя. Если задевает, то нужно проверить параллельность рамки и звездочек, (возможно, рамки переключателя погнуты), и состояние самих звездочек системы (возможно, они деформированы).